Валерий Цепкало (tsepkalo) wrote,
Валерий Цепкало
tsepkalo

проверки и контроль

Праздники, о которых мы говорили - это как бы верхушка айсберга. Для понимания перспектив модернизации она интересна лишь для самого первого, поверхностного осмотра. Для того, чтобы понять почему в маленьком Сингапуре разместили свои филиалы или центры исследований и разработок 30 тысяч транснациональных корпораций - больше чем в 15 странах бывшего СССР вместе взятых, давайте заглянем чуть поглубже.

Мне вспомнился в этой связи один случай, свидетелем которого я невольно оказался лет 8 назад на одном из московских рынков (впрочем, это могло произойти где угодно на постсоветском пространстве, хотя и с некоторыми вариациями). Так вот, тогда там торговали всем подряд – одеждой, обувью, косметикой, фурнитурой, игрушками и другим ширпотребом.

К владельцу одному из ларьков подошли сотрудники налоговой полиции и потребовали предъявить документы, судя по всему, на право заниматься розничной торговлей.

По суровому выражению лиц проверяющих было видно, что они имеют твердое намерение привлечь мелкого торговца к ответственности и каким-то образом его наказать.

Тот показал контролерам все бумаги, разрешающие ему заниматься розничной торговлей. И те приступили осматривать товар. Так, мелочевка всякая: очки, зубные и бритвенные принадлежности, летние головные уборы, ремни, крема для обуви…. К чему же можно придраться?
- Кто поставщики?
- Разные… В основном китайские и турецкие….
- Где склады?
- Не знаю, где они хранят. Получаю от оптовиков…

«Какие там склады у них,- один проверяющий повернулся к другому, - товар дома держат, чтобы дешевле было. Да и контроля нет».

Что с такого взять? Забрать у него очки или зубные щетки – куда их потом девать? Наказать финансово? Документов, подтверждающих наличие у него денег нет: может, он и счета в банке не держит.

«И что нас все по этим мелким рынкам бросают»? – пожаловался один проверяющий другому. «Мы с тобой энергичные ребята. С высшим образованием. А приходится всякой ерундой заниматься. Тут бумаг писать столько, что замучаешься. А оштрафуешь на пару рублей. Лучше бы нас на производство направили. Директор так бы просто не отвертелся…»

В подавляющем большинстве стран мира основную массу чиновников государство содержит для контроля бизнеса. Налоговики, контролеры, силовики, работают на то, чтобы обнаружить того, кто что-то скрыл, недодал, недоплатил.

Сами того не желая, проверяющие фактически работают на экономики других стран. Торговец импортным товаром всегда может уйти, что-то не показать, упрятать товар дома и т.д. Его поставщики – производители находятся за пределами страны, вне юрисдикции контрольного органа, поэтому причинить ему ущерб они не могут.

Отечественный производитель, у которого здания, станки, оборудование, материалы не может «быстренько свернуть торговлю». Он страдает сильнее всего от всяких проверяющих, так как в отличие от торговца импортным товаром, не может легко избежать наказания -исчезнуть, перерегистрироваться и т.п. Его имущество могут оштрафовать, описать, арестовать, что лишает его времени думать лишь о развитии, не дает ему возможности сосредоточиться лишь на том, как быстрее бежать по дистанции.

Не менее важен и психологический аспект – частый контроль и неотвратимые наказания приучают его подсознательно ощущать себя виновным. В то же время, скажем, голландец считает себя двигателем экономического развития своей страны, искренне считая, «что хорошо для Philips – хорошо и для Голландии». Финн также абсолютно убежден, что его работа на Nokia – безусловное благо для Финляндии.

И, наконец, в штате предприятия приходиться содержать массу непроизводительных специальностей – бухгалтеров и юристов, которые занимаются выстраиванием целой системы взаимодействия с контролирующими службами.

По официальным данным в Беларуси насчитывается 400 тысяч человек, занятых бухгалтерией. То есть, 7-8 процентов трудоспособного населения. Каждая маленькая фирма или фирмочка должна содержать бухгалтеров. В России это количество составляет свыше 5 милионов, на Украине - около 1,5 миллионов человек.

Россия может себе позволить содержать такую систему контроля – ведь валовой национальный продукт этой страны формируется не производством, а экспортом сырья. Газ дает 20 процентов экспорта страны. Нефть дает еще 40. Металлы, древесина, каучук и другое сырье дают еще 30 процентов. Кстати, как раз этот бизнес следовало бы более тщательно контролировать, а не промышленные предприятия, на долю которых приходиться чуть более 10 процентов.

Именно поэтому на месте старых производств растут не новые производства, а торговые центры, гипермаркеты, и прочие «горбушки».

Беларусь последние год-два пошла по пути сокращения количества налогов и отчетов, на Украине это пока не стоит на повестке дня. Россия выдвинула тезис модернизации, который для меня звучит более симпатичным, чем "энергетическая сверхдержава".

Но все равно, мы пока не можем конкурировать со странами Азии, в особенности с Сингапуром, где зарплата чиновника завязана на зарплату в частном секторе. Там государство превратилось не только в "ночного сторожа" для бизнеса, как в Европе, где контроль не имеет постоянной и регулярной основы, а делается выборочно, только в случаях когда есть серьезные основания подозревать правонарушения. Там государство - партнер бизнесу в его прорыве на внешние рынки, в экономическом завоевании мира. Ибо, то что хорошо для Sony - хорошо для Японии, что хорошо для Samsung - хорошо для Кореи, что хорошо для Singapore Airlines - хорошо для Сингапура...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments