Валерий Цепкало (tsepkalo) wrote,
Валерий Цепкало
tsepkalo

Categories:

Показатели эффективности. Продолжение.

Теперь становится ясно, почему, несмотря на ежегодный рост ВНП, у Беларуси катастрофически увеличивается отрицательное платежное сальдо. Можно его, конечно, частично покрыть за счет продажи наиболее ценных активов – например, «Беларуськалия» или нефтеперерабатывающих заводов. Либо прибегнуть вновь к внешним заимствованиям.

На 1-2 года проблему сальдо это решит. Однако, очень скоро, после того как мы и эти деньги проедим, специалисты вновь будут задавать себе те же вопросы, что и сегодня.

Самое главное, самое ценное в любой стране – это инфраструктура. И задача государства делать ее максимально привлекательной. Строить хорошие качественные дороги, красивые дома, заботиться о природе – именно от этого зависит желание людей жить, работать и тратить деньги. Должен быть, конечно, удобный аэропорт, современная таможня, приветливые пограничники – чтобы в страну хотели приезжать деловые и люди, и туристы. Но самое главное – чтобы в страну каждый раз хотели возвращаться наши собственные граждане. И чтобы в соприкосновении с нашими чиновниками в аэропорту, они чувствовали гордость за свою страну.

Это настолько очевидно, что я испытываю некоторую неловкость, говоря об этом. Потому как пока мы еще не научились строить дороги. Так, чтобы один раз на 30 лет (а не каждый год делать одну и ту же дорогу). Городские власти продолжают давать разрешения на то, чтобы застройщики продолжали втискивать жилые и офисные здания прямо в центр Минска, как будто в Беларуси мало земли. Мы продолжаем на месте детских площадок и парковых зон в центре города уплотнять и уплотнять Минск все новыми строениями.

В результате минские школьники играют в мяч не на детских площадках, как раньше, а на парковках, между автомобилями. Тем не менее, парковок все-равно не хватает, так как для строительства зданий в 2010 году используются парковочные нормативы 1991 года, исходя из наличия 1 автомобиля на 10 семей.

Поэтому припарковать автомобиль уже невозможно не только в центре Минска, но и в новых жилых районах. В микрорайоне Уручье в каждом дворе десятки, сотни машин стоят на пешеходных дорожках и газонах.

И, возвращаясь в страну, на наших граждан с величайшей подозрительностью сурово смотрят таможенники и пограничники – не провез ли ты лишнюю бутылку вина…

Вот о чем сегодня в первую очередь надо думать. Если мы хотим ориентироваться на человека, на его интересы и удобства (критерием чего является заработная плата), а не абстрактные цифры роста объемов промышленной продукции (критерием чего являются рост ВНП при стремительном росте отрицательного торгового сальдо) необходимо принять нормативы, которые бы учитывали требования комфорта для проживания людей.

Пришло время запретить, как это сделали во многих американских и европейских городах уплотнять существующую застройку (или строить выше установленной нормы), которая, с моей точки зрения, лучше, чем та, что создается сегодня, несмотря на развитие строительных технологий. В этом случае, и население, и транспорт рассредоточивались бы на больших пространствах, что решало бы одновременно и проблему трафика (если этого не сделать, то Минск скоро станет таким же невыносимым для проживания городом, как Москва).

А решать проблему повышения зарплаты посредством размещения новых заводов, как советуют многие, следовало бы повременить. Не заводы новые надо строить, если мы хотим создания общества всеобщего благосостояния. А думать о том, как вернуть рыбу в загрязненные реки и озера, в животных и птиц в наши леса.

Для повышения зарплаты сегодня надо решать, какие производства можно вынести за пределы страны. У себя, в Беларуси, мы должны оставлять самое главное - «ноу-хау», техническую документацию, разработки, исследования, сложные виды работ. Ведь со временем в России все равно будет самая дешевая энергия и металлы – значит, энергоемкие и металлоемкие производства изделий должны быть там. Все равно в Китае и Индии какое-то время еще будут оставаться самые дешевые трудовые ресурсы – именно поэтому все товаропроизводители размещают там сборочные и конвейерные производства, ориентированные на Азию и Ближний Восток.

Эту тенденцию улавливают все успешные страны мира, делая ставку на поддержание тех экономических направлений, где они имеют наибольшую рентабельность, экономический эффект. И с которых они больше всего зарабатывают денег. Так, например, Сингапур, резко подняв стоимость аренды, фактически принудил Тойоту вынести сборочное производство за пределы своей страны.

Мы же думаем сегодня о том, как иметь у себя побольше заводов и фабрик. Даже, несмотря на то, что молодежь не слишком охотно сегодня идет работать на промышленные заводы слесарями, токарями, фрезеровщиками и не слишком хочет стоять у мартеновских сталеплавильных печей или у конвейерных лент. И вместо того, чтобы серьезно заняться инновациями, чтобы определить, где мы можем создавать самый большой добавочный продукт и на это направление бросить все наши организационные, финансовые и человеческие ресурсы, мы продолжаем обращаться к развитым странам с просьбами «скинуть» нам побольше грязных производств.

Многое еще предстоит переосмыслить в контексте новых подходов, смысл которого выражен общем-то абстрактной цифрой – 500 долларов, но за которым стоит новая цель – создание общества всеобщего благоденствия. Будем ли мы ориентироваться в экономике на цифры роста объемов выпускаемой продукции, или начнем изобретать и внедрять новые виды продукции, рисковать с производством новых деталей и изделий?

Если мы начнем в экономике ориентироваться на человека – на его потребности и нужды, то рост ВНП придет сам, потому как развитие современной цивилизации показало: самым эффективным средством производства является не металлургический, или станкостроительный, или бетонно-панельный завод/комбинат, а человек.

И задача государства – обеспечить ему максимально комфортные условия для жизни, работы и отдыха. И еще. Создать экономические условия, при которых человек мог бы полностью раскрыть и реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал.

И тогда человек совершит чудо. Я имею в виду экономическое чудо.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments